Мы уже давно привыкли, что все игры, созданные по мотивам кинофильмов, мультфильмов и комиксов получаются настолько нищебродными, что на них даже не хочется останавливать своё внимание. Но всё равно, каждый раз, когда про любимого супергероя выходит очередная игра, мы ждём с нетерпением, что это будет игра всей нашей жизни, игра, созданная такими же ценителями серии, как и мы, и воплотит в себе всё то, о чём мы мечтали с самого детства, играя в пластмассового героя и представляя себя на страже всего мира. И, похоже, дождались…
Перед нами игра про одного из самых популярных героев — Бэтмена, обычного человека, пережившего в детстве тяжелейшую травму после смерти родителей от рук рядового преступника, и решившего во что бы ни стало посвятить свою жизнь борьбе с преступностью в родном городе Готэм. Batman: Arkham Asylum начинается с того, что наш герой в очередной раз ловит самого главного злодея Готэма — Джокера и собственноручно доставляет его в психиатрическую лечебницу Аркхэм Асилум. Но что-то не так. Джокер слишком легко сдался и Бэтмен решает проводить его до самого заключения. После передачи преступника за стены Аркхэма, Джокер не без помощи своих соратников ухитряется освободиться от цепей и вместо того, чтобы бежать на волю, удаляется вглубь лечебницы, оставляя позади себя освобождённых заключённых и горы мёртвого персонала. Нам, в роли Бэтмена, предстоит отправиться за Джокером, предотвращая по пути новые жертвы среди персонала и усмиряя разбушевавшихся заключённых, так долго жаждущих мести Бэтману. Но самое главное, нам предстоит понять, что же понадобилось здесь самому главному злодею Готэма.
Batman: Arkham Asylum — казалось бы стандартная приключенческая игра от третьего лица по мотивам знаменитой серии, однако разработчикам из Rocksteady удалось создать то, что я называю уникальной игровой механикой. А точнее им удалось придумать целых две интересных механики — боевую механику и механику, которую я обозвал как «Охота хищника». Боевая механика напоминает сражения из последнего Принца, только сражаетесь вы не с одним врагом, а с целой оравой. У вас одна кнопка на удар, одна на блок с контратакой, одна на прыжок, одна на взмах плащом (обезоруживает или вводит в ступор), пара гаджетов, пара суперприёмов, и всё вместе это сливается в умопомрачительную боевую смесь. Ни один бой не похож на другой, исход и зрелищность боя очень сильно зависит от вашего навыка в этой игре. Не получится просто жать на одну кнопку удара, здесь нужно смотреть по ситуации: какие преступники, что за оружие у них в руках, как далеко они от вас и что в данный момент делают. Каждая кнопка содержит в себе более дюжины различных анимаций приёмов, которые активируются по-разному, в зависимости от ситуации и из-за этого бой совершенно не выглядит однообразным. Когда играет настоящий мастер — это просто завораживающее зрелище, это нужно видеть, посмотрите видео и убедитесь сами.
Вторая механика, «Охота хищника», на мой взгляд — самая важная и самая крутая составляющая игры. В «Охоте хищника» Бэтмен убирает преступников по одному, молниеносно атакуя из тени и также молниеносно скрываясь. На уровнях огромное количество вентиляционных ходов, высоких шкафов, каменных статуй и тёмных подмостков, по которым перемещается Бэтмен. Можно конечно переть напролом, но Бэтмен всё же человек и после очереди из автомата падает трупиком. Поэтому основная идея — это молниеносное устранение преступников по одному, ниоткуда, из тени и наведение ужаса на оставшихся преступников. Здесь как раз раскрывается потенциал всех гаджетов Бэтмена, с помощью которых мы устраняем преступников или готовим для них ловушки и засады. Ни в одной игре я не видел такого множества скрытных атак. И тут появляется одна очень важная деталь, которая отличает эту игру, от всех других жанра стелс — мы играем за супергероя. У Бэтмена есть специальный режим зрения, который, во-первых, работает как супер-чувствительное устройство, позволяющее видеть всё живое сквозь стены, а, во-вторых, этот режим показывает исчерпывающую информацию по окружению — всё, с чем может взаимодействовать герой, подсвечивается особым цветом и даётся пояснение что это и как оно устроено. Плюс ко всему информация показывается и по людям— их сердцебиение, эмоциональное состояние и наличие оружия. Таким образом, мы вначале анализируем обстановку, смотрим, сколько преступников в комнате, где они, смотрим, есть ли где вентиляционные шахты, тайные ходы, планируем своё нападение, готовим ловушки и после этого начинаем действовать. И мы никогда не боимся выйти из за угла и получить килограмм свинца в жбан от вооружённого преступника, потому что мы всегда знаем, кто где находится. Тем самым вырисовывается совершенно иная картина, мы становимся хищником, а преступники — нашими жертвами. Это то, что я называю уникальной игровой механикой. На эту механику можно нанизывать бесконечное количество уровней и ситуаций, по мотивам данной механики можно запросто сделать аналог VR Missions из MGS, что собственно и сделано в дополнительном режиме Challenge Mode, о котором я расскажу чуть позже. Я упомянул, что особый режим зрения показывает эмоциональное состояние людей и, действительно, если вначале десяток головорезов, патрулирующих местность, проявляют полное хладнокровие, то в конце, когда остаётся только один, мы видим, что преступник боится, стреляет на любой шорох, часто оглядывается и к нему уже сзади не подойдёшь. Естественно это не влияет на сложность его устранения, просто это как раз одна из тех мелочей, которые формируют потрясающую атмосферу в игре.
На атмосферу следует уделить целый абзац. Игра не была бы такой привлекательной, если бы не столь тонко переданная атмосфера и стилистика сериала про Чёрного рыцаря. Игра просто кишит всякими мелочами, отсылающими к различным историям и героям из серии Бэтмена. Я также снимаю шляпу перед дизайнером уровней — ни одной одинаковой локации, каждая имеет что-то особенное и надолго отпечатывается в сознании. Это и большие каменные залы в викторианском стиле с длинными колоннами, закругленными оконными арками и каменными горгульями, устрашающе выступающими из стен, и маленькие камеры заключённых с их «историями жизни», которые становятся ясны, когда смотришь на стены. В каждую комнату или зал можно попасть несколькими способами, практически везде есть недоступные для обычных людей своды, секретные потолки и каменные статуи, по которым наш герой может не заметно перемещаться. Система вентиляции очень грамотно вписывается в интерьер и совершенно не создаётся впечатления, что вентиляция была здесь прорублена, только чтоб наш герой мог пролезть.
Я всё ждал, когда же мне это надоест. Драться с толпой злодеев или там прятаться по теням и выносить преступников по одному. Но разработчики постоянно открывают всё новые и новые течения каждой идеи — у злодеев появляется всё новое оружие, появляются какие-то новые особенности интерьера, каждый раз заставляя нас придумывать что-то новое. У Бэтмена появляются новые гаджеты, и это тот самый момент, когда я провёл свою аналогию с Метроидом и Зельдой. Практически в самом начале игры мы видим места, куда точно можно попасть, но совершенно не понятно как это сделать, и как только мы получаем новый гаджет, сразу всё становится понятно, и мы прямиком устремляемся в те места, которые ранее были не доступны. Это как раз то, чего так не хватало тому же Assasin’s Creed — проработанное развитие игры. Оно здесь сквозит всюду, чем дальше мы продвигаемся по сюжету, тем интереснее становится играть. Это игра, которая не отпускает до последней минуты, игра, как сказал мой товарищ Конрад, от которой способна оторвать только разъярённая жена мощными пинками под зад в 4 часа ночи.
Помимо сюжетной линии, существует ещё целое множество побочных элементов, выполненных в виде загадок Риддлера и разбросанные по всему острову. Загадки очень необычны и разнообразны по своему исполнению, и превосходно заполняют нишу второстепенных занятий. Также, отвлечь от сюжета вас смогут испытания Challenge Modes, как раз то, о чём я говорил — нанизанные на уникальную механики уровни и ситуации. Доступны два вида испытаний — боевые испытания и испытания хищника. В боевых испытаниях нам нужно в 4-х раундах наломать сотню головорезов, набирая как можно больше очков и занимая места в публикуемых досках почёта. В испытаниях хищника начинается вторая жизнь — вам даётся целый уровень с десятком преступников, устранить которых нужно особым способом (каждое испытание имеет три разных задания на устранение). Играя в этот режим, я окончательно понял, насколько проработана игровая система, только из этих заданий на устранение я узнал о таком количестве устранения противников, хотя, когда я играл в основную сюжетную линию, я считал, что я использую гаджеты и особенности интерьера на все 100%. Я приятно ошибался.
Я совсем не уделил времени графической составляющей и звуку — если честно, они настолько на высоком уровне, что их воспринимаешь как должное. Графически игра выглядит очень достойно, движения героев очень хороши, а костюмы проработаны. Костюм Бэтмена заслуживает отдельного внимания, ну очень красивый, (особенно бронированный вариант, доступный после прохождения), в особенности плащ, на который разработчики потратили целый месяц и сразу видно, этот месяц потрачен не зря — такой красивой анимации ткани в реальном времени я ещё не видел. Более того, по мере игры и огребания люлей, костюм Бэтмена будет очень заметно портится, на нём будут появляться порезы и царапины, а плащ будет разодран в нескольких местах. И хоть это и запланированное явление и при втором прохождении порезы и рванина будут в тех же самых местах, выглядит всё это потрясающе! Игра сделана на движке Unreal, поэтому, конечно, свои минусы тут есть — ужасная вода и не очень выразительная мимика персонажей. Но про всё это забываешь, потому что от всего остального просто перекрывает. Музыкальное сопровождение очень достойное, в духе серии, опять же создаёт идеальную атмосферу в игре. Огромный плюс, который также не даёт оторваться от игры — в ней нет загрузок. Вообще. Игра устанавливается на жёсткий диск в самом начале и дальше идёт как по маслу.
Итак, в итоге мы имеем игру, которая со своими уникальными механиками, гениальным дизайном уровней, насыщенной атмосферой и интересным сюжетом позволила достичь критической массы по крутости. Эту игру хочется пройти на 100%, а потом пройти её ещё раз, просто так, потому что играть КРУТО.
Вы еще в поисках чего-то нового, тогда Прохождение Fallout New Vegas станет отличным способом провести время. Игра настолько интересна, что скучать вам будет некогда.